Классическая симфония обычно строится по четырехчастной схеме, которая закрепилась в эпоху Венского классицизма. Эти части обычно включают:
- Первая часть: быстрая, часто в форме сонатного аллегро, которая включает в себя экспозицию, разработку и репризу.
- Вторая часть: медленная, может быть написана в разных формах, таких как тема с вариациями или лирическая песенная форма.
- Третья часть: менуэт или скерцо, традиционно в трехчастной форме, включающей менуэт (или скерцо), тро (центральную разделительную часть) и повторение менуэта.
- Четвертая часть: финал, часто в форме рондо или сонатного аллегро, энергичная и заключительная.
Первая часть симфоний Йозефа Гайдна, как правило, написана в форме сонатного аллегро. Эта форма включает три основных раздела: экспозицию, где представляются основные темы; разработку, где темы обрабатываются и трансформируются; и репризу, повтор экспозиции с некоторыми изменениями и заключительным каденцией.
Йозеф Гайдн написал около 104 симфоний. Это огромное количество произведений сделало его одним из самых продуктивных и значимых композиторов классической симфонии.
Симфония ми бемоль мажор Гайдна, также известная как Симфония № 103, имеет традиционное четырехчастное строение:
- Первая часть: Adagio – Allegro con spirito, в форме сонатного аллегро.
- Вторая часть: Andante più tosto allegretto, часто в форме темы с вариациями.
- Третья часть: Menuet и Trio.
- Четвертая часть: Finale: Allegro con spirito, также в форме сонатного аллегро или рондо.
Симфонию № 103 иногда называют "С роликами" (Drumroll) из-за длинного тимпанистского ролика, с которого начинается первая часть. Этот уникальный начальный элемент придает произведению отличительную характеристику и внимание к драматизму и напряжению, что является одной из причин такого названия. Название "стремиться литавр" может быть недоразумением или ошибкой в переводе, так как обычно произведение ассоциируется с тимпанной дробью (drum roll).