Этюд и концертный этюд — это музыкальные произведения, предназначенные в первую очередь для развития технических навыков исполнителя, но между ними есть важные различия.
Этюд (от французского "étude", что значит "учение" или "исследование") первоначально задумывался как учебное произведение, направленное на улучшение определённых аспектов техники музыканта. Этюды часто фокусируются на конкретных технических проблемах, таких как гаммы, арпеджио, хроматизм, скачки, трели и так далее. Они представляют собой инструмент для оттачивания умений и навыков, и хотя многие из них обладают музыкальной красотой, первичной целью является техническое развитие.
Концертный этюд, в свою очередь, хотя и сохраняет образовательные цели обычного этюда, значительно более сложен и предназначен для исполнения на сцене как самостоятельное произведение. Концертные этюды представляют собой более высокий уровень исполнительского мастерства и часто требуют от музыканта не только технической совершенности, но и глубокого выразительного содержания, музыкальности и интерпретационных навыков. Концертные этюды призваны не только развивать технические умения, но и демонстрировать высокий уровень исполнительской мастерства и артистизма.
Примерами знаменитых композиторов, написавших концертные этюды, являются Фредерик Шопен, Франц Лист, Сергей Рахманинов. Их произведения требуют от исполнителя не только технической отточенности, но и способности передать сложные эмоциональные и драматические аспекты музыки.