60-е годы XIX века в России были периодом значительных общественно-политических и культурных изменений, которые оказали влияние и на музыкальную литературу. Это время, когда Россия переживала послеэффекты отмены крепостного права (1861 год), что привело к значительным социальным изменениям и обострению общественной мысли, касающейся прав человека, личной свободы и национального самосознания.
В музыкальной культуре 60-х годов происходит активное развитие русской национальной школы. Композиторы такие как Михаил Глинка, который скончался в 1857 году, оказали огромное влияние на своих последователей. Глинка и его идеи стали основой для таких композиторов, как Александр Даргомыжский, Милий Балакирев, а позже и великая "Могучая кучка" (куда входили Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Цезарь Кюи и Балакирев).
Особенно важной была фигура Даргомыжского, который продолжал развивать идеи Глинки, стремясь к реализму в музыке и экспериментируя с музыкальной формой в своих оперных произведениях. Его опера "Каменный гость", завершенная после его смерти Римским-Корсаковым и Цезарем Кюи, стала одним из ярких примеров новаторства в русской музыке.
"Могучая кучка" продвигала идею создания национально-ориентированной музыки, которая бы отражала русскую душу и российскую культуру. Они активно использовали фольклорные мелодии и ритмы, а также исторические и бытовые сюжеты в своих произведениях. Это был ответ на доминирование западноевропейской музыкальной традиции и стремление к формированию независимой русской музыкальной идентичности.
Римский-Корсаков, Мусоргский и Бородин, каждый в своём стиле, внесли значительный вклад в развитие музыкальной литературы, создавая произведения, которые до сих пор воспринимаются как величайшие достижения русской музыки.
Таким образом, 60-е годы XIX века в России являются периодом активного поиска и экспериментов в музыке, что привело к рождению национальной школы, сформировавшей основу русского музыкального искусства на десятилетия вперед.