Основным приемом развития в фуге является полифоническое изложение и разработка одной главной темы, которая называется субъектом или темой. Фуга представляет собой сложное музыкальное произведение, основанное на повторении и изменении этой основной темы через различные голоса.
Разделы фуги:
Экспозиция: Это начальный раздел, в котором главная тема фуги (субъект) представляется последовательно каждым голосом. Экспозиция обычно включает:
- Тему (субъект): Главная мелодическая линия, с которой начинается фуга.
- Ответ (контрасубъект): Видоизмененная версия темы, которая появляется в другом голосе, обычно в доминантной тональности.
- Свободные голоса: Другие голоса, которые вступают после представления темы и ответа, создавая полифоническую текстуру.
Разработка (эпизоды): В этом разделе тема подвергается различным преобразованиям и транспозициям. Эпизоды могут включать:
- Секвенции: Повторение музыкального материала на разных тональных уровнях.
- Имитации: Повторение темы или её фрагментов в различных голосах.
- Стретто: Техника, когда тема вводится в разных голосах с перекрытием, создавая плотную музыкальную текстуру.
Реприза (реэкспозиция): Заключительный раздел, где тема снова представляется в своей исходной форме, обычно в главной тональности фуги. Реприза может включать:
- Повторение темы во всех голосах.
- Заключительные каденции, которые завершают музыкальное произведение.
Голоса фуги:
Фуга может иметь различное количество голосов, от двух до пяти и более, но наиболее распространены трех- и четырехголосные фуги. Голоса в фуге называют следующим образом:
- Сопрано: Высокий голос.
- Альт: Средний высокий голос.
- Тенор: Средний низкий голос.
- Бас: Низкий голос.
В некоторых фугах могут быть использованы и другие термины для обозначения голосов, особенно в зависимости от инструментального состава или вокальной природы произведения.
Пример:
Возьмем, к примеру, одну из самых известных фуг — фугу из "Хорошо темперированного клавира" Иоганна Себастьяна Баха. В ней можно наблюдать все вышеописанные элементы: четкую экспозицию с субъектом и ответами, сложные эпизоды с секвенциями и имитациями, а также заключительную репризу, которая приводит к завершению произведения.
Фуга — это вершина полифонического искусства и требует от композитора высокого мастерства в работе с музыкальными темами и их развитием.