Анатолий Константинович Лядов, русский композитор конца XIX — начала XX века, создал оркестровую миниатюру "Кикимора" в 1909 году. Эта пьеса является частью его серии симфонических миниатюр, вдохновленных русскими народными сказками и мифами. В "Кикиморе" Лядов развил образ мифической сущности из славянского фольклора — маленькой и злобной ведьмы, которая живет в домах и лесах, причиняя людям различные неприятности.
Окончание "Кикиморы" является ключевым моментом, который подчеркивает характер и судьбу главного персонажа. В музыке Лядов использует различные оркестровые средства для создания атмосферного и драматического эффекта. Внимательное слушание финала позволяет заметить несколько важных элементов:
Динамика и Оркестровка: В конце произведения динамика резко меняется, создавая ощущение кульминации и завершения. Лядов использует богатую оркестровку, чтобы создать пышное и многослойное звучание. Это может символизировать последнее усилие Кикиморы, её финальный акт или исчезновение.
Мелодические и Гармонические Решения: Лядов часто использует диссонансные гармонии и необычные мелодические ходы, чтобы передать мистическую и тревожную атмосферу. В финале эти элементы могут усиливаться, чтобы подчеркнуть окончание истории и оставить слушателя в состоянии напряжения или удивления.
Ритмическая структура: Ритм становится более напряженным и хаотичным, что может символизировать беспокойство и неустойчивость характера Кикиморы. В конце ритм может либо резко прекратиться, либо перейти в спокойное затухание, что символизирует конец её действия или её исчезновение.
Образное содержание: В конце произведения Лядов как бы подводит итог музыкальной картине, создавая ощущение завершённости. Это может означать, что Кикимора либо окончательно покидает сцену, либо её злые дела завершены. В любом случае, композитор оставляет слушателя с чётким ощущением, что история подошла к концу, и персонаж Кикиморы больше не будет вмешиваться в жизнь героев.
Таким образом, окончание оркестровой миниатюры "Кикимора" Лядова можно воспринимать как музыкальное воплощение мифического и зловещего образа. Оно подчеркивает характер Кикиморы и одновременно завершает её историю, создавая атмосферу, которая остаётся с слушателем еще долго после того, как музыка стихает.