В аккордовой гармонии, аккорд D7 (ре-септаккорд) является доминантовым септаккордом и состоит из четырех нот: ре (D), фа-диез (F#), ля (A) и до (C). Его обращения и применение в различных тональностях, таких как Фа мажор (F major), Фа минор (F minor) и До-диез минор (C# minor), могут варьироваться.
Фа мажор (F major)
В тональности Фа мажор, аккорд D7 служит аккордом V7/ii, что означает, что он является доминантовым септаккордом для аккорда Gm (субдоминант в миноре):
- Первое обращение (D7/F#): F# (бас) - A - C - D
- Второе обращение (D7/A): A (бас) - C - D - F#
- Третье обращение (D7/C): C (бас) - D - F# - A
Фа минор (F minor)
В тональности Фа минор, D7 также может использоваться как аккорд V7/ii, ведущий к аккорду Gm:
- Первое обращение (D7/F#): F# (бас) - A - C - D
- Второе обращение (D7/A): A (бас) - C - D - F#
- Третье обращение (D7/C): C (бас) - D - F# - A
До-диез минор (C# minor)
В тональности До-диез минор, аккорд D7 будет функционировать как аккорд V7/VI, ведущий к аккорду F#m (VI ступень):
- Первое обращение (D7/F#): F# (бас) - A - C - D
- Второе обращение (D7/A): A (бас) - C - D - F#
- Третье обращение (D7/C): C (бас) - D - F# - A
Применение
D7 как доминантовый септаккорд создает напряжение, которое требует разрешения. В зависимости от тональности и контекста, это разрешение может быть в аккорд на первой ступени или в иной аккорд, на который он указывает (например, в аккорд второй ступени, как указано выше).
Использование обращений позволяет разнообразить голосоведение и создать более плавные переходы между аккордами. Это особенно важно при аранжировке и композиции, когда необходимо учитывать движение баса и внутренние голоса.
Таким образом, аккорд D7 и его обращения играют важную роль в создании гармонического напряжения и обеспечении плавных переходов в музыкальной композиции.