Доминантсептаккорд (D7) играет ключевую роль в гармоническом языке тональной музыки, и его понимание важно для анализа и исполнения музыкальных произведений. Давайте рассмотрим доминантсептаккорд в контексте ми мажора.
Ми мажор (E мажор) — это тональность, в которой основная нота (тоника) — ми (E). В этой тональности основная гамма включает ноты: E, F#, G#, A, B, C#, D# и снова E.
Доминантсептаккорд строится на пятой ступени гаммы и включает четыре звука: основную ноту, большую терцию, чистую квинту и малую септиму. В ми мажоре пятая ступень — это нота си (B).
Таким образом, доминантсептаккорд в ми мажоре (B7) состоит из следующих звуков:
- Основная нота: B (си)
- Большая терция: D# (ре-диез)
- Чистая квинта: F# (фа-диез)
- Малая септима: A (ля)
Записанный аккорд будет выглядеть следующим образом: B - D# - F# - A.
Доминантсептаккорд обладает напряжённостью, которая требует разрешения в тонику (в данном случае, в аккорд E мажор — E - G# - B). Это напряжение достигается за счёт малой септимы (A), стремящейся вниз к ноте G#, и большой терции (D#), стремящейся вверх к ноте E.
В традиционной гармонии доминантсептаккорд часто используется для создания каденции, особенно в конце музыкальных фраз, мелодий или произведений, чтобы подчеркнуть завершённость и устойчивость тоники.
Пример использования B7 в ми мажоре:
Пример №1: гармоническая последовательность может быть E - B7 - E, где B7 разрешается в тонический аккорд E мажор, создавая эффект завершённости.
Пример №2: в более сложных гармонических прогрессиях, таких как E - C#m - A - B7 - E, доминантсептаккорд всё равно будет стремиться разрешиться в тонику, создавая гармоническое напряжение и разрешение.
Также стоит отметить, что доминантсептаккорд может использоваться в различных вариантах обращения (инверсии), где басовая нота меняется, но аккорд сохраняет свою функцию.
Изучение и понимание доминантсептаккорда, его построения и функции в тональности ми мажор, помогает музыкантам и композиторам создавать гармонически насыщенные и эмоционально выразительные произведения.