Гамма ля мажор (A мажор) состоит из следующих звуков: A, B, C#, D, E, F#, G#, A. В этой гамме есть два тритона: увеличенная кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5).
Увеличенная кварта (ув4):
- В гамме A мажор ув4 образуется между звуками D и G#.
- Разрешение ув4 обычно происходит в квинту. В данном случае, D (ре) движется вниз на полтона до C# (до-диез), а G# (соль-диез) движется вверх на полтона до A (ля). Таким образом, D и G# разрешаются в интервал C# и A.
Уменьшенная квинта (ум5):
- Ум5 в A мажор образуется между звуками G# и D.
- Разрешение ум5 обычно происходит в терцию. В этом случае, G# движется вверх на полтона до A, а D движется вниз на полтона до C#. Таким образом, G# и D разрешаются в интервал A и C#.
Теперь рассмотрим ля мажор гармонический. Гармоническая гамма отличается от натуральной тем, что седьмая ступень повышена на полтона. Если в натуральной гамме A мажор у нас седьмая ступень — G#, то в гармонической это будет G## (двойной диез), который звучит как A, но теоретически это другой звук.
Гармоническая гамма A мажор: A, B, C#, D, E, F#, G##, A.
Увеличенная кварта (ув4) в гармонической гамме:
- В гармонической гамме ув4 по-прежнему образуется между D и G##.
- Разрешение происходит аналогично: D движется вниз на полтона до C#, а G## движется вверх на полтона до A.
Уменьшенная квинта (ум5) в гармонической гамме:
- Ум5 в этой гамме также образуется между G## и D.
- Разрешение происходит так же, как и в натуральной гамме: G## движется вверх на полтона до A, а D движется вниз на полтона до C#.
Таким образом, в обеих гаммах принцип разрешения тритонов остается схожим: звуки тритона движутся навстречу друг другу, разрешаясь в более стабильные интервалы.