Давайте подробно разберем, как можно построить аккорд Д7 (доминантсептаккорд) с обращениями и его разрешения в тональностях Фа мажор и Соль мажор.
Тональность Фа мажор
В тональности Фа мажор, доминантным аккордом (V ступень) является С7. Формула аккорда С7 включает следующие ноты:
- С (основной тон)
- Е (большая терция)
- G (чистая квинта)
- Bb (малая септима)
Формы обращений аккорда С7:
- Основное положение: С - E - G - Bb
- Первое обращение (септима в басе): Bb - C - E - G
- Второе обращение (квинта в басе): G - Bb - C - E
- Третье обращение (терция в басе): E - G - Bb - C
Разрешения аккорда С7 обычно ведут к тонике Фа мажор (Fmaj7 или просто F):
- С7 -> Fmaj7
- Bb (малая септима) разрешается в А (малая терция тоники)
- E (большая терция) разрешается в F (основной тон тоники)
Тональность Соль мажор
В тональности Соль мажор, доминантным аккордом является D7. Формула аккорда D7 включает следующие ноты:
- D (основной тон)
- F# (большая терция)
- A (чистая квинта)
- C (малая септима)
Формы обращений аккорда D7:
- Основное положение: D - F# - A - C
- Первое обращение (септима в басе): C - D - F# - A
- Второе обращение (квинта в басе): A - C - D - F#
- Третье обращение (терция в басе): F# - A - C - D
Разрешения аккорда D7 ведут к тонике Соль мажор (Gmaj7 или просто G):
- D7 -> Gmaj7
- C (малая септима) разрешается в B (большая терция тоники)
- F# (большая терция) разрешается в G (основной тон тоники)
Эти обращения и разрешения являются краеугольными камнями гармонической прогрессии в западной классической и популярной музыке. Использование обращений добавляет интерес и разнообразие в басовую линию, а правильные разрешения укрепляют чувство тоника и поддерживают структуру тональности.