В сонатной форме, которая является одной из основных форм классической музыки, особенно важным является взаимоотношение между главной темой (главной партией) и побочной темой (побочной партией), особенно в экспозиции и репризе.
Экспозиция — это раздел, где основные тематические материалы сонаты представляются слушателю. Здесь главная тема вводится первой, обычно в тонике (основной тональности произведения). После главной темы следует переходный участок, который может модулировать или изменяться, ведя к вводу побочной темы. Побочная тема обычно представлена в другой, но сродной тональности (часто доминанте, если основная тональность мажорная, или относительном мажоре, если основная тональность минорная). Этот контраст тональностей подчеркивает различие между главной и побочной темами, придавая структурное разнообразие экспозиции.
Реприза — раздел, где представленные темы возвращаются, но с целью утверждения основной тональности и создания чувства завершенности. В репризе главная тема снова появляется в тонике, как и в экспозиции. Однако ключевое отличие репризы от экспозиции заключается в том, что побочная тема тоже представляется в тонике, а не в контрастной тональности. Это сближает главную и побочную темы в единой тональной среде, что способствует усилению единства и целостности произведения. Переходные участки также могут быть модифицированы для поддержания тональной устойчивости.
Таким образом, основное различие между экспозицией и репризой заключается в тональном расположении побочной темы, что существенно влияет на восприятие структурной формы и драматургического развития музыкального произведения. Это соотношение главной и побочной партий подчеркивает диалектическую природу сонатной формы, где тематическое и тональное развитие идут рука об руку.