Восточная тематика занимала заметное место в творчестве Николая Римского-Корсакова, проявляясь в его интересе к экзотическим мотивам и культуре Востока. Этот интерес был характерен для многих русских композиторов XIX века, которые искали новые источники вдохновения и способы музыкального выражения.
Одним из ярких примеров использования восточной тематики в его работе является опера "Золотой петушок", основанная на сказке Александра Пушкина. В этой опере Римский-Корсаков использует восточные мелодии и гармонии для создания атмосферы сказочного царства, где сюжет разворачивается.
Также стоит отметить сюиту "Шехеразада", которая является одним из самых известных его произведений и вдохновлена арабскими народными сказками "Тысяча и одна ночь". В этой работе композитор использует разнообразные инструменты и музыкальные техники для передачи колорита восточных сказок, создавая яркие музыкальные образы и насыщенные краски.
Римский-Корсаков также обращался к восточной тематике в таких произведениях, как оперы "Садко" и "Млада", где он использует элементы восточной музыки для подчеркивания экзотической атмосферы сюжета.
Интерес к Востоку у Римского-Корсакова можно объяснить общим увлечением русской культуры восточными мотивами в тот период, а также его личным стремлением к новаторству в музыке, желанием расширить традиционные границы классического звучания путем включения новых, необычных элементов.