Частушка — это короткая русская народная песня с остроумным, зачастую сатирическим текстом. Весьма характерная для русской народной культуры, частушка представляет собой уникальный жанр, который привлёк внимание многих композиторов. Одним из наиболее известных композиторов, который активно использовал элементы частушки в своих произведениях, был Дмитрий Шостакович.
Шостакович, один из величайших композиторов XX века, известен своим умением интегрировать народные мотивы в свои произведения. Частушки, с их энергией, ритмом и юмором, идеально подходили для его стиля. Одним из ярких примеров является его опера «Нос» (1928), основанная на одноимённой повести Николая Гоголя. В этой опере Шостакович использует элементы частушки, чтобы создать атмосферу абсурда и гротеска, подчёркивая сатирический характер произведения.
Ещё один пример использования частушек можно найти в его Симфонии №13 «Бабий Яр» (1962), особенно в четвёртой части «Humor». В этой части композитор использует народные мелодии и ритмы, включая частушки, чтобы передать сарказм и иронию.
Шостакович не был единственным композитором, обратившимся к частушке; другие композиторы, такие как Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский, также черпали вдохновение из этого жанра. Однако Шостакович, пожалуй, наиболее успешно интегрировал частушку в свои крупные симфонические и оперные произведения, создавая уникальный музыкальный язык, который сочетал в себе глубину классической музыки и живость народной культуры.