Произведение "Времена года" Антонио Вивальди — это цикл из четырёх концертов для скрипки с оркестром, каждый из которых посвящён одному из времён года. Это одно из самых известных и популярных произведений в истории классической музыки, написанное около 1720 года. Каждый концерт включает в себя три части: быструю, медленную и снова быструю.
Весна (Концерт №1 E-dur): Начинается с живых, веселых мелодий, которые вызывают ассоциации с приходом весны и расцветом природы. Вторая часть более спокойная и лирическая, представляя тихий разговор птиц. Завершение концерта возвращается к радостной и энергичной атмосфере, полной жизни и возрождения.
Лето (Концерт №2 g-moll): Начинается с изображения жаркого летнего дня, а музыка передаёт ощущение усталости и изнеможения от жары. Во второй части можно услышать звуки грозы, которая начинает надвигаться, а завершает концерт бурная гроза с молниями и громом, которая внезапно прерывается и вновь возвращается к теплой, но менее жаркой погоде.
Осень (Концерт №3 F-dur): Изображает урожай и веселье, связанное с завершением сельскохозяйственных работ. В начале слышны праздничные танцы и песни, вторая часть более меланхоличная, отражающая более спокойное и размышляющее настроение. Завершение вновь возвращает нас к радостным народным гуляниям.
Зима (Концерт №4 f-moll): В первой части можно почувствовать холод и леденящие ветра, обрушивающиеся на слушателя. Вторая часть теплая и уютная, возможно, изображая тёплый огонь в камине. В заключительной части музыка вновь становится более динамичной и напоминает о ледяных узорах на окнах и скрипучем снеге под ногами.
Каждый из концертов сопровождается сонетом, написанным самим Вивальди, который дополнительно раскрывает идею каждого времени года. Музыка Вивальди в "Временах года" отличается своей программностью, то есть она рассказывает определённую историю или изображает картину. Это делает произведение особенно интересным для прослушивания, так как слушатель может следить за музыкальными образами и ассоциациями, которые вызывает каждый из концертов.