Инструментальный концерт, как музыкальная форма, начал формироваться в эпоху барокко (конец XVII – начало XVIII века). Одним из ключевых фигур в создании и развитии этой формы был итальянский композитор и скрипач Арканджело Корелли. Хотя он не является единственным композитором, работавшим в этом жанре, его концерты гроссо стали важной вехой в истории музыки.
Арканджело Корелли (1653–1713) активно развивал концертную форму, в частности, через свои концерты гроссо. Этот тип концерта характеризуется противопоставлением группы солистов (кончертино) и полного оркестра (рипиено). Его работы оказали огромное влияние на развитие инструментальной музыки и вдохновили многих последующих композиторов.
Однако, еще более значительное развитие инструментального концерта связано с именем Антонио Вивальди (1678–1741). Вивальди создал сотни концертов, в том числе знаменитые «Времена года», и его вклад в формирование сольного концерта неоценим. Вивальди установил трехчастную структуру концерта (быстрая – медленная – быстрая), которая стала стандартной для классической эпохи.
Таким образом, хотя Корелли заложил основы для инструментального концерта, именно Вивальди считается одним из главных архитекторов этой музыкальной формы, сделавшим её популярной и известной во всей Европе. В дальнейшем, композиторы классической эпохи, такие как Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен, продолжили развивать и усовершенствовать эту форму, доведя её до высокого уровня мастерства.