Для определения тональности по фрагментам хроматической гаммы, нужно найти тонику — основной тон, вокруг которого строится гамма. Хроматическая гамма состоит из последовательности полутонов, и в ней присутствуют все 12 нот октавы. Однако, даже в хроматической гамме можно определить центральный тон, если обратить внимание на характерные изменения и последовательности нот.
Фрагмент: соль, ля бемоль, ля бекар, си бемоль, си бекар, до
- Начнем с ноты соль и посмотрим на последовательность:
- соль (G), ля бемоль (Ab), ля бекар (A), си бемоль (Bb), си бекар (B), до (C).
- Здесь видно, что гамма начинается с ноты соль и поднимается вверх по полутонам. Наиболее характерным для мажорных гамм является наличие устойчивого тона, и в данном случае нота соль является начальной.
- В этой последовательности ноты организованы таким образом, что соль (G) может быть начальной тоникой в тональности соль мажор (G мажор).
- Гамма соль мажор имеет один знак в ключе — фа диез (F#).
Фрагмент: си, си#, до#, ре, ре#
- Начнем с ноты си и посмотрим на последовательность:
- си (B), си# (B#), до# (C#), ре (D), ре# (D#).
- Здесь последовательность также поднимается по полутонам.
- Нота си (B) может рассматриваться как тоника. Следующая нота после си — си# (B#), которая является хроматическим повышением, но в контексте мажорных гамм может быть интерпретирована как часть движения к следующей важной ноте, до# (C#).
- Это указывает на возможность тональности до-диез мажор (C# мажор), но исходя из начальной ноты, все же вероятнее, что это си мажор (B мажор).
- Гамма си мажор имеет пять знаков в ключе: фа диез (F#), до диез (C#), соль диез (G#), ре диез (D#), и ля диез (A#).
Таким образом, для первого фрагмента тональность скорее всего соль мажор (G мажор), а для второго — си мажор (B мажор).