Тритон в музыке — это интервал, который охватывает три целых тона. В ми-бемоль мажоре (E♭ мажор) тритоны имеют особое значение, так как они создают напряжение, которое требует разрешения для достижения гармонической стабильности.
В ми-бемоль мажоре тритоны могут появляться в различных контекстах, но наиболее часто они возникают в рамках доминантного септаккорда (то есть, аккорда на пятой ступени) или как уменьшенный аккорд. В E♭ мажоре доминантный септаккорд — это B♭7 (си-бемоль-септаккорд), который состоит из нот B♭, D, F, A♭. Здесь тритон образуется между нотами D (ре) и A♭ (ля-бемоль).
Разрешение тритона обычно происходит следующим образом:
- D (ре) разрешается на E♭ (ми-бемоль), то есть на тонику (первую ступень).
- A♭ (ля-бемоль) разрешается на G (соль), то есть на третью ступень.
Таким образом, тритон D-A♭ в контексте B♭7 разрешается в E♭ мажорный аккорд: E♭ - G - B♭.
Другой тритон, который может возникнуть в ми-бемоль мажоре, это тритон между G и D♭ (соль и ре-бемоль) в уменьшенном септаккорде на VII ступени (D♭ø7). Этот тритон также требует разрешения:
- G (соль) разрешается на A♭ (ля-бемоль), то есть на четвертую ступень.
- D♭ (ре-бемоль) разрешается на E♭ (ми-бемоль), то есть на первую ступень.
В этом случае тритон G-D♭ в контексте D♭ø7 разрешается в аккорд A♭ (ля-бемоль): A♭ - C - E♭.
Эти примеры показывают, как тритоны создают напряжение, которое разрешается в аккорды, придающие гармоническую завершенность и стабильность.