В музыкальной теории тритон — это интервал, который охватывает три целых тона. Тритон имеет особое звучание, которое часто описывают как напряжённое или диссонирующее. Он делится на два подвида: увеличенную кварту и уменьшённую квинту. Построение тритонов от заданной ноты требует понимания интервала и его особенностей.
1. Исходная тональность: ля-бемоль мажор (Ab)
Ля-бемоль (Ab) — это первая ступень одноимённого мажорного лада. Аб мажор имеет ключ с четырьмя бемолями: Ab, Bb, Db, Eb. Мы будем использовать ля-бемоль как отправную точку для построения тритонов.
2. Построение тритонов
Тритон может быть построен двумя способами:
- Увеличенная кварта (ув.4) — интервал из трёх целых тонов вверх.
- Уменьшённая квинта (ум.5) — интервал из трёх целых тонов вниз.
А) Увеличенная кварта (Ab -> D)
Для построения увеличенной кварты от Ab:
- Считаем три целых тона вверх:
- От Ab до Bb (1 тон),
- От Bb до C (ещё 1 тон),
- От C до D (ещё 1 тон).
- Таким образом, увеличенная кварта от Ab — это нота D.
Б) Уменьшённая квинта (Ab -> Ebb)
Для построения уменьшённой квинты от Ab:
- Считаем три целых тона вниз:
- От Ab до Gb (1 тон вниз),
- От Gb до Fb (ещё 1 тон вниз),
- От Fb до Ebb (ещё 1 тон вниз).
- Таким образом, уменьшённая квинта от Ab — это нота Ebb (ми-дубль-бемоль).
Замечание: Еbb (ми-дубль-бемоль) теоретически является нотой, которая звучит как D (ре), но записывается иначе в зависимости от контекста.
3. Итог
Тритоны от ля-бемоль:
- Увеличенная кварта: D.
- Уменьшённая квинта: Ebb.
Эти интервалические отношения имеют одинаковое звучание (энгармонически эквивалентны), но их запись зависит от музыкального контекста (например, в какой тональности вы работаете или как это влияет на гармонию).