Золотой ход валторны — это техника гармонической последовательности, используемая в музыке для достижения плавного и эффектного перехода между аккордами. Построение такого хода включает выбор таких аккордов, которые создают красивую, логичную и гармоничную последовательность.
Давайте рассмотрим построение золотого хода валторны в тональности ля-бемоль мажор (Ab мажор) и фа минор (F минор).
Ля-бемоль мажор (Ab мажор)
Тональность ля-бемоль мажор имеет следующие ступени:
- I – Ab (ля-бемоль мажор)
- ii – Bbm (си-бемоль минор)
- iii – Cm (до минор)
- IV – Db (ре-бемоль мажор)
- V – Eb (ми-бемоль мажор)
- vi – Fm (фа минор)
- vii° – Gdim (соль уменьшенный)
Золотой ход может быть построен, например, с использованием следующей последовательности: I - vi - ii - V - I. В нашем случае это будет:
Эта последовательность использует красивое движение по кругу квинт и позволяет каждому аккорду плавно переходить в следующий, создавая гармоничное и завершенное звучание.
Фа минор (F минор)
Тональность фа минор имеет следующие ступени:
- i – Fm (фа минор)
- ii° – Gdim (соль уменьшенный)
- III – Ab (ля-бемоль мажор)
- iv – Bbm (си-бемоль минор)
- v – Cm (до минор)
- VI – Db (ре-бемоль мажор)
- VII – Eb (ми-бемоль мажор)
Золотой ход в этой тональности может выглядеть как i - VI - ii° - v - i. То есть:
Эта последовательность также образует плавные переходы между аккордами и подчеркивает минорный характер тональности, придавая музыке глубину и выразительность.
В обоих случаях золотой ход создаёт структуру, которая позволяет музыке звучать целостно и интересно, при этом поддерживая базовую гармоническую основу тональности.