Непрограммная музыка — это тип музыки, которая не имеет конкретной сюжетной линии или вне-музыкального содержания. Она сосредоточена исключительно на музыкальных элементах, таких как мелодия, гармония, ритм и форма. Ниже приведены четыре примера непрограммной музыки с их авторами и названиями:
Людвиг ван Бетховен — Симфония №5, до минор, опус 67
- Эта симфония Бетховена, одна из самых известных в истории классической музыки, не имеет конкретного сюжета или программы. Она знаменита своим драматическим открытием — четырьмя нотами, которые часто интерпретируются как "судьба стучит в дверь", но это лишь интерпретация, а не программный замысел композитора.
Иоганн Себастьян Бах — Хроматическая фантазия и фуга, ре минор, BWV 903
- Это произведение для клавесина (или фортепиано) является примером чисто инструментальной музыки Баха, лишенной всякого программного содержания. Оно состоит из двух частей: свободной фантазии и строгой фуги.
Йозеф Гайдн — Струнный квартет № 62, опус 76 № 3 "Императорский"
- Хотя этот квартет получил свое название благодаря второй части, содержащей мелодию, позже ставшую гимном Австрийской империи, сама музыка не имеет программного содержания. Гайдн сосредоточился на развитии музыкальных тем и взаимодействии инструментов.
Фредерик Шопен — Ноктюрн ми-бемоль мажор, опус 9 № 2
- Этот ноктюрн представляет собой чистую фортепианную миниатюру, в которой Шопен исследует возможности мелодии и гармонии, не привязываясь к каким-либо вне-музыкальным идеям или сюжетам. Музыка выражает эмоциональное состояние, но не рассказывает определенную историю.
Эти примеры показывают, как композиторы могут создавать глубокие и выразительные произведения, не используя программный подход.