В первой части Симфонии №7 Дмитрия Шостаковича, часто называемой "Ленинградской симфонией", имеется знаменитая тема "нашествия". Эта тема, основанная на фрагменте из оперетты Франца Легара, начинает развиваться с приглушенного ироничного звучания и постепенно перерастает в мощный и грозный марш, символизирующий вторжение нацистских войск в Советский Союз.
После темы "нашествия" следует эпизод, который можно назвать "темой сопротивления" или "темой борьбы". Этот эпизод представлен более напряженной и тревожной музыкой, которая отражает противостояние и борьбу советского народа против захватчиков.
Заключительная тема первой части может быть названа "темой победы" или "триумфальной темой". Эта музыка звучит более уверенно и торжественно, демонстрируя преодоление ужаса и страданий войны, а также надежду на победу и мирное будущее. Заключительная тема часто трактуется как символ стойкости и мужества людей, переживших тяжелые испытания.
Таким образом, структура первой части Симфонии №7 строится на контрасте между угрожающей темой "нашествия", напряженной "темой сопротивления" и торжественной "триумфальной темой", что создает мощное эмоциональное воздействие и глубокий смысловой контекст, отражающий исторические события и духовное сопротивление народа.