Опевание устойчивых ступеней в минорных тональностях с двумя ключевыми знаками — интересная и важная тема в изучении сольфеджио. Когда мы говорим о минорных тональностях с двумя ключевыми знаками, мы имеем в виду тональности, в которых имеются две бемольные или две диезные ноты в ключе. В данном случае это будет ре минор (D minor) с двумя бемолями (си-бемоль и ми-бемоль) в гармоническом и мелодическом миноре, а также си минор (B minor) с двумя диезами (фа-диез и до-диез).
Устойчивые ступени в минорной тональности:
В минорной тональности устойчивыми ступенями являются I (тоника), III (терция) и V (квинта) ступени. Эти ступени формируют основной минорный трезвучий аккорд, который является фундаментом тональности.
Тоника (I ступень): В ре миноре это нота ре, в си миноре — нота си. Это самая устойчивая ступень, к которой тяготеют остальные звуки.
Терция (III ступень): В ре миноре — это нота фа, в си миноре — нота ре. Терция определяет минорное качество аккорда и добавляет ему меланхоличное звучание.
Квинта (V ступень): В ре миноре — это нота ля, в си миноре — нота фа-диез. Квинта завершает трезвучие и придаёт ему устойчивость.
Опевание устойчивых ступеней:
Опевание — это техника мелодического украшения, при которой основной устойчивый звук обрамляется соседними неустойчивыми звуками. Это создаёт плавность и мелодическую линию, добавляя интерес и динамику.
Для тоники (I ступени), например, в ре миноре, можно использовать окружающие её звуки: до-ре-ми или ми-ре-до.
Для терции (III ступени), в ре миноре — ми-фа-соль или соль-фа-ми. В си миноре аналогично.
Для квинты (V ступени), в ре миноре — соль-ля-си или си-ля-соль.
Практика:
Понимание и использование опевания требует практики. Учащиеся должны тренироваться в пении гамм и аккордов, включая опевание устойчивых ступеней в различных контекстах и вариациях. Это помогает развивать музыкальный слух и понимание гармонии.
Занятия сольфеджио с акцентом на опевание устойчивых ступеней являются важной частью музыкального образования, способствуя более глубокому пониманию структуры и гармонии музыкальных произведений.