Рассмотрим, как построить и разрешить интервал уменьшённой секунды (d2) в мажоре и миноре от ноты ми.
Уменьшённая секунда (d2)
Уменьшённая секунда — это интервал, который уменьшается на полтона по сравнению с малой секундой. В стандартной европейской музыке d2 встречается довольно редко, так как это интервал между соседними ступенями, где одна из них понижена.
Построение d2 от ноты Ми (E)
Чтобы построить d2 от ноты Ми, нам нужно понизить следующую ноту на полтона:
- В мажоре:
- Нота F (фа) является малой секундой от ноты E (ми).
- Понижаем F на полтона, получаем F♭ (фа-бемоль).
Итак, d2 от ноты Ми в мажоре — это интервал от E до F♭.
- В миноре:
- Нота F (фа) также является малой секундой от ноты E (ми).
- Понижаем F на полтона, получаем F♭ (фа-бемоль).
Таким образом, d2 от ноты Ми в миноре также — это интервал от E до F♭.
Разрешение d2 в мажоре и миноре
Разрешение уменьшённой секунды обычно ведёт к образованию консонантного интервала, часто терции или квинты. Рассмотрим примеры разрешения d2:
В мажоре:
- Интервал E — F♭ может разрешиться в терцию. Например, если E переходит в D и F♭ переходит в D, тогда образуется чистая терция.
- Интервал E — F♭ может также разрешиться в кварту, если E переходит в D, а F♭ переходит в C (до).
В миноре:
- Разрешение аналогично. Интервал E — F♭ может разрешиться в терцию. Например, если E переходит в D и F♭ переходит в D.
- Интервал E — F♭ может также разрешиться в кварту, если E переходит в D, а F♭ переходит в C (до).
Примеры в музыкальной практике
В классической музыке d2 редко используется в чистом виде, однако можно встретить её в сложных гармонических конструкциях, особенно в произведениях композиторов, работающих с хроматической гармонией. Например:
- В работах Иоганна Себастьяна Баха можно встретить уменьшённые секунды в сложных аккордах, которые разрешаются в более стабильные гармонии.
- В романтической музыке (например, в произведениях Вагнера) d2 может появляться в рамках хроматических проходов или секвенций.
Заключение
Уменьшённая секунда от ноты Ми — это интервал от E до F♭. В мажоре и миноре она строится аналогично и разрешается в консонантные интервалы, такие как терция или кварта. В музыкальной практике d2 используется для создания напряжённости и динамики, особенно в хроматической и модальной музыке.