Тональности Си мажор (B мажор) и Си минор (B минор) имеют свои особенности в построении аккордов, включая доминантсептаккорд (D7). Рассмотрим каждую из этих тональностей отдельно.
Тональность Си мажор (B мажор)
В тональности B мажор доминантсептаккорд (D7) строится на пятой ступени. Пятая ступень B мажора — это F#. Таким образом, мы строим аккорд F#7.
F#7: F# - A# - C# - E
Обращения F#7:
- Первое обращение (F#7/A#): A# - C# - E - F#
- Второе обращение (F#7/C#): C# - E - F# - A#
- Третье обращение (F#7/E): E - F# - A# - C#
Разрешение:
- Разрешение F#7 в B мажор: F#7 обычно разрешается в тонический аккорд B мажор (B), состоящий из нот B - D# - F#.
- В голосоведении, E (септима аккорда) разрешается вниз в D#, а A# (терция) — вверх в B. Остальные ноты (F# и C#) разрешаются в ближайшие ноты аккорда B мажор.
Тональность Си минор (B минор)
В тональности B минор доминантсептаккорд также строится на пятой ступени, которая является F#. Однако здесь мы используем гармонический минор, что влияет на построение аккорда.
F#7: F# - A# - C# - E
Обращения F#7:
- Первое обращение (F#7/A#): A# - C# - E - F#
- Второе обращение (F#7/C#): C# - E - F# - A#
- Третье обращение (F#7/E): E - F# - A# - C#
Разрешение:
- Разрешение F#7 в B минор: F#7 разрешается в тонический аккорд B минор (B), состоящий из нот B - D - F#.
- В голосоведении, как и в мажоре, E (септима аккорда) разрешается вниз в D, а A# (терция) — вверх в B. Остальные ноты (F# и C#) разрешаются в ближайшие ноты аккорда B минор.
Замечания:
- Часто в минорной тональности используется гармонический минор для создания ведущих звуков, что делает доминантсептаккорд более характерным и устойчивым.
- Обращения и разрешения аккордов в классической гармонии учитывают голосоведение, где важными аспектами являются минимизация скачков и разрешение неустойчивых звуков в устойчивые.